Избавление от «лишнего актива» (условно назовем эти причины «объективными», хотя, конечно, во всех причинах так или иначе присутствует субъективный человеческий фактор). В эту категорию попадают случаи, когда актив понизился в ликвидности, как с точки зрения рынка, так и с точки зрения личных амбиций собственника. Сюда же относится целенаправленное создание бизнеса для последующей продажи «под ключ». Также в эту категорию попадают случаи, когда изменилось законодательное регулирование и для старого собственника больше невыгодно продолжать развивать бизнес в этом направлении.
Изменение жизненной ситуации владельца бизнеса (условно, «субъективные» причины). Это все случаи, которые связаны напрямую с личностью собственника: психологическое выгорание, потеря заинтересованности, изменение приоритетов и интересов (например, продавец до глубины души проникся дауншифтингом и не видит смысла в ведении бизнеса), ухудшение здоровья или личная трагедия, развод с супругойсупругом и раздел совместного нажитого имущества, а также прочие ситуации. Такие причины для потенциального покупателя не будут являться «тревожными звоночками».
Все эти и многие не перечисленные нами вопросы включаются в финансовый и юридический аудит, который мы рекомендуем проводить в обязательном порядке перед принятием решения о покупке. В случае, если вы не готовы нести такие издержки (либо не удалось договориться о возложении таких издержек на продавца), мы рекомендуем как минимум попытаться самостоятельно проверить перечисленные нюансы в рамках своих возможностей из открытых источников. Помимо того, что это может повлиять на принятие решения о покупке бизнеса, все найденные «красные флаги» являются также рычагами в переговорном процессе, в том числе для изменения цены покупки.
Наличие иных участников (акционеров). Здесь важно контролировать соблюдения преимущественного права покупки такими участниками (акционерами), и получить письменный отказ от покупки. В случае, если иные собственники тоже отчуждают доли (акции) в рамках предлагаемой сделки, необходимо учитывать необходимость оформлять отношения и с ними. И самый неочевидный фактор — иные собственники могут остаться в составе участников (акционеров), и вы должны будете выстраивать с ними отношения. Как правило, бизнес строят в партнерстве с людьми, которых знают, поэтому в такой ситуации, когда вы остаетесь с совершенно новыми людьми, мы рекомендовали бы заключать корпоративное соглашение. Это также позволит снизить риск корпоративных конфликтов либо, по крайней мере, в худшем случае даст инструменты для его благоприятного урегулирования.
Интимное