В 2017 году «Про бизнес» рассказывал историю двух начинающих предпринимателей Артура Баранова и Ивана Ковалевского, которые скинулись по $ 2500 и в 20 лет открыли свою школу английского языка. За это время многое изменилась: Иван покинул проект, а школа во главе с Артуром прошла тернистый путь развития до 7 филиалов и 1500+ учеников. «Про бизнес» решил выяснить подробности этой истории и поговорил с предпринимателем о том, как проект развивался и почему не получилось выйти на зарубежные рынки, а отделы продаж у конкурентов работают неэффективно.
Я поступил в Институт бизнеса и с первых лет пытался зарабатывать деньги: продавал спортивное питание, подрабатывал официантом и даже пытался устроиться охранником в супермаркет. А на 3-м курсе отец попросил помочь в его бизнесе, за что я ему очень благодарен. Именно тогда я начал осваивать практические азы предпринимательства. Главное, что я понял: строить свой бизнес — это реальная история. Поэтому на 4-м курсе начал искать перспективную нишу.
С Иваном у нас была общая черта — мы всегда хотели большего. Больше студентов и филиалов, больше эмоций и фишек. Мы хотели отличаться от других в лучшую сторону. Так возникли концепция оформления кабинетов «like home», система мотивации учеников с Панда-долларами, мобильное приложение со встроенным тренажером для изучения слов. При четком разграничении сфер ответственности (Иван занимался вопросами продаж, а я брал на себя задачи по управлению и развитию филиалов), мы оба хотели кратно расти. Много экспериментировали, иногда практиковали разные приколы.
На старте было очень сложно найти преподавателей. Мы провели в кафе (офиса тогда еще не было) сотни собеседований в поисках грамотных и харизматичных специалистов. Видимо, наши энергия и настрой все-таки были очень заразительны, и мы смогли привлечь единомышленников. Дальше буквально наощупь набирали студентов: устраивали бесплатные мастер-классы в парке Челюскинцев, пользовались услугами друзей-маркетологов, предлагавших нам 100 целевых лидов за 1000 долларов, параллельно разбрасывали листовки в почтовые ящики и делали рекламные расклейки на всех углах.
Где-то на четвертый год работы мы разобрались в том, как устроены франшизы и с чувством полного максимализма решили покорить Европу. После продолжительных поисков нашли европейское агентство, которое в своем активе имело опыт упаковки KFC, McDonald’s и SHELL. Там умели красиво говорить и даже предоставили русскоязычного специалиста. Спустя некоторое время мы поняли, что идем по ложному пути. Все, что мы получили, были описанные с наших слов бизнес-процессы. Работающего пакета документов для запуска франшизы так и не появилось. У наших партнеров просто не было экспертизы в сфере образования. Ошибка стоила нам 3 месяцев работы и 9 тысяч евро.
А вообще 50% клиентов приходят к нам благодаря сарафанному радио, поэтому мы уделяем особое внимание клиентскому сервису. Каждый сотрудник, от директора до уборщицы, — это лицо компании, а значит должен быть максимально внимательным к пожеланиям клиентов. Мы регулярно проводим опросы родителей, собираем обратную связь, стараемся реализовать каждую идею, удовлетворить каждую просьбу. Например, многие родители изъявляли желание присутствовать на занятиях. Но кабинеты небольшие и присутствие посторонних смущало бы и детей, и преподавателей. Именно так возникла идея организации онлайн трансляции занятий для родителей через приложение.
Накопленный опыт дает мне возможность выступать на бизнес-мастермайндах в качестве ментора. На них молодые и уже состоявшиеся предприниматели делятся опытом, вслух размышляя о своем бизнесе. Зачастую такие разговоры становятся почвой для появления новых инсайтов. Например, многие владельцы бизнеса с головой погружаются в операционные вопросы, не доверяя профильным специалистам или желая контролировать все и вся. Вместо того, чтобы быть визионером, который открывает точки роста и ведет за собой команду, он превращается в обычного менеджера с бесконечным количеством задач, просроченных дедлайнов и неизбежным выгоранием.
Интимное